Электрический стартер «Jubana» для двигателей ММЗ, что производят в Литовском городе Мажейкяй, хвалят многие, кто установил его на двигатель своей моторизированной техники. Многие довольны работой стартера в течении нескольких лет, а у кого-то случается неприятная оказия.
Стартер «Jubana» 123708101, мощностью 2,8kw, рассчитан на потребляемое напряжение 12v. Средний ток нагрузки стартера, установленного, к примеру, на тот же трактор МТЗ-80, будет составлять в среднем 160…200 ампер и зависеть от температурного состояния двигателя, при условии, что двигатель ещё и исправен.
Как и у любого хорошего изделия, как бы его не хвалили и не восхищались ним, у этого же самого стартера есть одно слабое место, которое может проявить себя в значительной мере, а именно тогда, когда при установке стартера на двигатель или в процессе эксплуатации самого стартера и всей техники, не обращают внимание на некоторые детали.
Щёточный узел электрического стартера может располагаться непосредственно на корпусе стартера, на его заднем фланце или отдельно на металлической планке, фиксируемой к задней крышке самого электрического стартера.
Щёточный узел стартера «Jubana» 123708101, о котором идёт речь, выполнен отдельно на металлической планке.
Две контактные щётки устанавливаются в держателях, которые электрически изолированы стеклотекстолитовыми подкладками, а две другие соединены электрически с корпусом стартера через собственные контактные провода, припаянные к планке, и через металлические щёткодержатели, закреплённые непосредственно на металлической планке щёточного узла.
К двум изолированным от корпуса щёткам при запуске стартера подводится напряжение от положительной клеммы аккумулятора, а две оставшиеся щётки подключены к минусовой клемме через «массу» двигателя, на котором установлен электрический стартер.
Если положительное напряжение от аккумулятора при запуске стартера подводится к одним контактным щёткам по изолированному от металлического корпуса участку электрической цепи, то отрицательное напряжение к другим контактным щёткам поступает через два крепёжных болта, прижимающих планку щёточного узла к металлической задней крышке, являющейся ещё и задним фланцем стартера.
Щёточный узел стартера крепится к крышке, которая прижимается к корпусу стартера двумя стяжными болтами. Получается, что напряжение от одной клеммы аккумулятора, подключенной через «массу» на одну пару щёток, проходит через передний фланец стартера, его металлические части и корпус, стяжные болты, крышку стартера и через два крепёжных болта к металлической планке щёточного узла.
Возможная неисправность электрического стартера.
Если учесть величину потребляемого стартером тока, то можно представить, что будет происходить на участке электрической цепи от фланца стартера к минусовым щёткам щёткодержателя в местах ослабленных контактных соединений, а именно там, где соприкасающаяся площадь между токопроводящими частями стартера будет наименьшей?
Мощность на валу стартера и напряжение на контактных щётках будут падать, в местах слабых контактных соединений появится выделение тепла, возможно, очень интенсивно и в очень большом количестве.
Самое слабое место описываемого участка электрической цепи находится в месте крепления щёточного узла с крышкой стартера. Когда же крепёжные болты окажутся хоть немного ослабленными, то общая соприкасающаяся площадь между щёточным узлом и крышкой стартера уменьшится в разы, а токопроводящим элементом, точнее сказать, временем, когда в электрической цепи стартера будет появляться электрический ток, будут те моменты, когда будет происходить касание между телом крепёжного болта и крышкой стартера; касание между крышкой стартера и металлической планкой щёточного узла.
Через некоторое время, при запуске стартера с ослабленными крепёжными болтами на крышке, в местах, где ослабленные болты касаются крышки стартера, от перегрева появятся оплавленные места и контакт вовсе может пропасть.
Это к лучшему, так как у ответственного эксплуатирующего технику появляется предпосылка к осмотру стартера и к устранению выявленной неисправности, что предупредит последующие возможные повреждения, о которых здесь идёт речь.
Ослабленная планка щёточного узла, находящегося под крышкой стартера, потеряет свою устойчивую фиксацию и может соприкасаться с крышкой стартера, через что и будет осуществляться временный электрический контакт.
Как только на стартер подадут напряжение, в месте ослабленного крепления щёточного узла или в местах соприкосновения планки щёточного узла с крышкой стартера будет протекать электрический ток, способный оплавить металл.
Тут оговорки нет. В местах слабых контактов величина потребляемого тока стартером достаточна для образования электрической дуги, которая нанесёт значительные повреждения крышке стартера и его щёточному узлу.
Кроме металла сгорает даже стеклотекстолит, который изолирует одну пару щёткодержателей.
Стеклотекстолитовые изолирующие основы двух щёткодержателей крепятся к планке щёточного узла, которая перегревается в некоторых местах температурой никак не ниже той, при которой стеклотекстолит повреждается или сгорает.
Как можно восстановить щёточный узел стартера.
Одним словом, из-за того, что незначительно ослабнет затяжка крепёжных болтов щёточного узла, стартер может получить значительные повреждения, которые можно исправить.
Тут два возможных варианта восстановления повреждённого стартера:
- Заменить повреждённые крышку стартера и щёточный узел на новые исправные, как обычно и делают.
- Самостоятельно устранить имеющиеся повреждения, поддающиеся восстановлению, когда нечем заменить повреждённые детали.

Во втором случае в новом месте на крышке нужно просверлить дополнительно ещё два отверстия под крепёжные болты, диаметр которых увеличиваем для болтов М6 с большей силой затяжки, нежели у болтов М4. Более того, проще и удобнее будет производить затяжку крепёжных болтов гайками.
В нашем случае описываемой проблемы, щёточный узел к стартеру «Jubana» 123708101 не был найден, а обращаться в специализированные магазины соседних городов за сотню километров никто не стал, тем более, что шли полевые работы и гарантии на, что хоть какой-то щёточный узел пойдёт на замену повреждённому, не было, да и поездка оказалась бы накладной.
Изолирующие подкладки на щёткодержателях стартера оказались повреждёнными в местах их крепления к металлической планке щёточного узла, что указывает на воздействие высокой температуры, появляющейся в местах слабых контактных соединений.
В качестве материала для новой изолирующей подкладки под щёткодержатели использовалась печатная плата от какой-то бытовой техники. Плату очистили от деталей и удалили контактные дорожки.
Металлические щёткодержатели аккуратно переклепали на новые изолирующие подкладки, которые установили на старые места металлической планки щёточного узла, при этом, шляпки заклёпок не должны касаться самой металлической планки и располагаться по центру специальных отверстий.
Восстановленный щёточный узел на крышке стартера закрепили болтами М6 через крепёжные отверстия в изолирующей подкладке. Для этого, как описывалось ранее, в крышке стартера под новые крепёжные болты просверлили по месту два отверстия.
Болтами М6 можно создать бо́льшую силу затяжки, чем болтами М4, а вероятность повторного повреждения при этом уменьшится.
Конечно, если не следить за эксплуатируемой техникой и вытягивать из неё только работу, то любая поломка потянет за собой следующую очередным звеном, а это не только убитое время, но выброшенные деньги, как плата за безразличие.