Лёгкий ремонт электрической бритвы

Старенькая электрическая бритва «Агидель-3» роторного типа, выпускаемая ранее Уфимским приборостроительным производственным объединением, в своё время соответствовала лучшим отечественным и зарубежным образцам.

Уверен, что и сейчас она пользуется хорошим спросом. Было открыто множество сервисных центров по обслуживанию электробритв, где можно было за очень короткое время получить свою уже́ отремонтированную.

Электрическая бритва с неисправностьюСейчас подобных центров осталось единицы, за исключением тех частных компаний или мастерских, которые специализируются по ремонту электрической бытовой техники или ей подобной.

Кто уже продолжительно пользуется одной и той же электрической бритвой, наверняка может определить на слух её исправность, знает как её обслужить, а вот вскрыть и отремонтировать свою электробритву соберётся не каждый. Кого-то пугает конструкция бритвы на мелких деталях, а кому-то и вовсе такое будет не интересным или покажется нудным; другие воспользуются услугами или помощью проверенных специалистов.

Приходит время, когда электробритва с колле́кторным электродвигателем может дать некоторые сбои в своей работе. Вначале они незначительные, потом — повторяющиеся или окончательные и пугающие. Симптомы у включенной бритвы проявляются по-разному, а иногда электробритва останавливается и запустить её повторно обычным способом уже не удаётся.

Ремонтируем электробритву самиО причинах многих неисправностей и их самостоятельном устранении в поле информации достаточно даже для того, кто первый раз вскрывает этот простой электрический прибор.

Инструкции для быстрого и простого способа определения вида неисправностей у электробритвы и их устранении распространены на столько широко, что по ним можно собрать полную методическую литературу, изучив которую, появится желание открыть свою мастерскую по ремонту или гарантийному обслуживанию.

Для широкого круга ознакамливающихся с методикой устранения появившейся неисправности у электробритвы, даются основные рекомендации, ссылающиеся в большей степени на действия по замене неисправного узла или детали. Часто повторяется рекомендательное слово «заменить» или «устранить заменой». Можно и заменить, когда есть чем. А когда нету чем, что делать? Купить и взять нет где. Покупать новую?

Две возможные причины неисправности электробритвы.

Старая электробритва. Замена щёток.

Вот один интересный пример одной неисправности у электробритвы роторного типа, отпугивающий многих пользователей от дальнейшего её ремонта, когда подобная неисправность ошибочно определяется как страшная и роковая.

Делаем контактные щётки для двигателя электробритвыВключенная в сеть электробритва, вернее сказать, её колле́кторный электродвигатель работает рывками и не набирает полных оборотов. Бриться такой бритвой очень затруднительно, а порой и невозможно, так как её нераскрученный двигатель останавливается даже при слабой нагрузке.

Будет ощущаться слабый специфический запах перегретой меди и горящего моторного масла на углях; может появиться слабый серый дымок, но такое редко бывает, так как у большинства электробритв корпус герметичен в районе установки электродвигателя.

В описываемом случае нужно дифференцировать две немного схожие неисправности колле́кторных электродвигателей на бритвах роторного типа.

  • Первая, проявляющаяся в 75% случаев — износ контактных щёток.

Из-за ослабленного электрического контакта между угольной щёткой и коллектором, ротор электродвигателя не может набрать свои обороты и быстро выйти на рабочий режим.

Причина неисправности электробритвыПлощадь соприкасаемых поверхностей между контактными щётками и ламелями коллектора, а так же сила сжимающая их, уменьшаются; в месте их соприкосновения увеличивается зазор и образуется небольшой искровой промежуток, из-за чего имеются значительные потери электрической энергии.

В месте соприкосновения ламели коллектора и изношенной контактной щётки образуется искровой разряд с выделением тепла и дыма. И так уже изношенная щётка подгорает и осыпается.

Если бритву потрясти или наклонить,  её двигатель может остановиться или запуститься вновь, хоть и не в полную мощность.


  • Вторая неисправность в этом случае, диагностируемая только после устранения первой — межвитковое замыкание в обмотке двигателя; замыкание обмотки на металлический корпус двигателя; обрыв в якорной обмотке или в обмотке индуктора.

Устраняем самостоятельно неисправность у электробритвыМежвитковое замыкание в обмотке индуктора или в якорной обмотке возникает после небрежной намотки, когда во время укладки витков повреждается изоляция провода. Проявляется не всегда сразу после начала эксплуатации электробритвы. Бывает и через несколько лет, но для этого сопутствуют ещё некоторые условия.

Повреждённые места изоляции на обмоточном проводе могут располагаться рядом через виток или более, а в момент замыкания между собой образовывать коротко замкнутую секцию или коротко замкнутый виток, которые будут оказывать значительное влияние на общий магнитный  поток.

Определяем неисправность у электрической бритвыПерегрузка электродвигателя вызывает перегрев его обмоток с возможным повреждением её изоляции, зависящее от степени перегрузки. Повреждение изоляции обмотки электродвигателя может проявиться сразу, во время перегрузки, или со временем. Тут так же возникает межвитковое или уже́ появившееся короткое замыкание, чаще возникающие на якорной обмотке.

При межвитковом замыкании якорь двигателя не раскручивается полностью. Заметно повышенное гудение, нагрев корпуса бритвы из-за перегрева обмоток. Так как нормальные контактные щётки плотно прижимаются к ламелям коллектора, то между ними может возникнуть искрение по кругу с большим выделением тепла. Потребляемый ток у такого электродвигателя повышен и тем больше, чем больше охвачено повреждённых витков обмотки.


Не работает электрическая бритваВ случае замыкания обмотки на корпус якоря или индуктора, то тут следует выделить тот случай, когда обмотка будет касаться повреждённым местом о металлические части электродвигателя всего лишь один раз и только в одном месте.

То есть тогда, когда через повреждённую изоляцию провода и через нарушенную дополнительную  изоляцию между обмоткой и металлическим корпусом изделия будет присутствовать электрический контакт.

Повреждение изоляции или замыкание обмотки на корпус  происходит от перегрева обмоток двигателя или из-за их плохой фиксации, когда изоляция провода перетирается от вибрации.

Как устранить несправность двигателя у электробритвыС малой вероятностью могут повредиться помехоподавительные конденсаторы (C1 и C2 по схеме), а электробритва будет работать дальше, но создавать всевозможные электрические и радио помехи на другие включенные в сеть электроприборы или радиотехнику.

При замыкании обмотки на корпус двигателя в отдалённых друг от друга местах появится симптом, похожий на межвитковое замыкание секцией с более вероятным повреждением помехоподавительных конденсаторов (C1 и C2 по схеме).


При обрыве обмотки индуктора бритва не запустится, как бы не стараться. А вот, когда в обмотке якоря появится витковый обрыв, то электробритва может запуститься. Её двигатель не войдёт полностью в рабочий режим, а ротор может останавливаться в одном и том же месте. Слегка повышенное искрообразование будет наблюдаться вблизи места перехода на ламелях коллектора над обмоткой с витковым обрывом.

Внешне будет похоже на случай с межвитковым замыканием; ток потребления будет немного пониженным, а выделение тепла немного уменьшенным.

Если у остановившейся электробритвы с таким повреждением раскрутить ротор через приводные валы редуктора, бритва может запуститься на короткое время, но с признаками дефекта, указывающего на повреждение якорной обмотки.


Самостоятельный ремонт электрической бритвы роторного типаВсё это подходит для случая при самостоятельном определении неисправности без электроизмерительных или специальных приборов.

Из чего сделать контактные щётки для электробритвы.

Сравнивая поверхностно описанные возможные неисправности, можно точно определить причину неработающей электробритвы «Агидель-3», о которой идёт речь.

При вскрытии электробритвы видно, что под давно изношенные контактные щётки, владелец подложил кусочки плотной бумаги, надеясь на хорошее.

Новые контактные щётки для электробритвыЩётки не прижимались к коллектору электродвигателя и находились свободно в своих щёткодержателях. Изношенные контактные щётки нужно менять обязательно, а брать их нет где, кроме как сделать самому.

Что бы изготовить самостоятельно контактные щётки для двигателя электробритвы, мною использовался солевой угольно-цинковый элемент (373, R20, 13D), а точнее, его угольный стержень. Материал мягкий и повышенный износ коллектора маловероятен.

Стержень легко поддаётся обработке, так что трудностей при изготовлении контактных щёток для электродвигателя бритвы и для изготовления контактных щёток на коллекторные электродвигатели бытовых электроприборов.в этом варианте не возникает.

Из чего сделать контактные щётки для электробритвыУгольный стержень элемента близок по свойствам с применяемыми для миниатюрных электродвигателей угольными контактными щётками.

Возможно, что при таком подборе износ самодельных щёток будет увеличен, но проще и дешевле будет заменить стёртую контактную щётку, нежели менять якорь, у которого будет стёрт коллектор от жёсткой контактной щётки.

Хочу добавить, что стержни от угольно-цинковых элементов использую для металлообработки  и в ремонте, связанным с термообработкой давно, но это уже другая тема.


Оцените публикацию !
[Всего: 13 Общая: 5]