2013, Октябрь 5 , Суббота
Трёхфазный двигатель в сеть 220 вольт без осложнений.
Случается часто в домашнем хозяйстве появляется какой-нибудь станок или агрегат, оживить которые можно только электричеством, как тут же возникают проблемы с подключением электродвигателя в электрическую сеть с напряжением ∼220v у тех, кто не располагает электромоторами с подходящими электрическим параметрами.
Можно купить однофазный электродвигатель и проблема решиться. А можно перемотать трёхфазный электродвигатель 4kw 1500 об/мин на включение в однофазную сеть ∼220v, который будет иметь обороты ротора около 3000 об/мин. Можно использовать частотный преобразователь или расщепитель фаз.
Есть ещё один вариант: соединение обмоток трёхфазного электродвигателя можно изменить для включения его в однофазную сеть. Предлагаемых вариантов подключения предоставляется много, а я на одном из примеров поделюсь тем, как просто и без всяких осложнений подготовить трёхфазный двигатель для подключения его в однофазную электрическую сеть. Подчёркиваю: речь идёт только о типе соединения обмоток(ϒ/Δ), а не о использовании конденсаторов, резисторов, трансформаторов или расщепителя фаз для запуска электродвигателя.
Основные типы соединения обмоток электродвигателя.
Очень коротко.
Бо́льшая доля выпускаемых промышленностью электродвигателей предназначены для подключения в трёхфазную электрическую сеть. То есть такой электродвигатель имеет три обмотки, каждая из которых предназначена для подключения только к одной фазе трёхфазной линии, часто называемой промышленной. Линия может быть трёхпроводной и четырёхпроводной.
Трёхфазная линия всегда имеет три проводника, по которым передаётся электричество от источника к потребителю, три фазы — три линейных проводника. Напряжение между двумя концами этих проводников называют линейным напряжением.
В случае с четырёхпроводной линией четвёртый проводник является нейтральным проводником этой же линии, а напряжение между ним и любым линейным проводником одной линии является фазным.
Существуют два основных типа соединения обмоток электродвигателя.
1. Соединение ‘звездой'(ϒ), когда начала трёх обмоток выведены наружу для подключения, а их концы соединены в одну точку и находятся внутри двигателя без вывода. Нейтраль обмоток, общая точка соединения концов обмоток, обычно не выводится к подключению.
У генератора трёхфазного переменного тока или трансформатора при соединении обмоток ‘звездой'(ϒ) нейтраль выводится к подключению и может быть изолированной от ‘земли’ или глухо заземлена.
2. Соединение ‘треугольником'(Δ), когда конец одной обмотки соединен с началом следующей.
Первая со второй, вторая с третьей, третья с первой. В клеммной коробке могут быть шесть выводов, каждый из которых имеет своё соответствующее обозначение: первая — С1(начало)-С4(конец), вторая — С2(начало)-С5(конец), третья — С3(начало)-С6(конец), или три вывода, ведущие к местам соединений обмоток между собой. Новое обозначение: С1=U1, C4=U2, C2=V1, C5=V2, C3=W1, C6=W2.

В паспорте электродвигателя указан тип соединения его обмоток и подключаемое к ним линейное напряжение. Соединение ‘звездой'(ϒ) может подключаться к бо́льшему напряжению, чем при соединении ‘треугольником'(Δ). Пример: Δ220/ϒ380, Δ127/ϒ220. В соединении ‘звезда’ при подключении к линейному напряжению участвуют всегда две обмотки, в ‘треугольнике’ только одна.
Как можно изменить тип соединения обмоток электродвигателя.

Ко мне обратились за помощью вывести концы обмоток статора электродвигателя, который с завода имел всего лишь три вывода для подключения и был рассчитан на трёхфазную линию с напряжением 380v с задействованием двух обмоток(ϒ) электродвигателя в каждую фазу. То есть каждую обмотку можно было включить в линию с напряжением 220v, если бы были выводы концов обмоток в клеммную коробку для возможного переключения в ‘треугольник'(Δ).
Ничего сложного в этом не было и весь процесс занял чуть больше часа.
Соединения обмоток двигателя всегда находятся ближе к клеммной коробке.
- Снимаем защитный кожух вентилятора и сам вентилятор.
- Снимаем крышку двигателя со стороны близкой к клеммной коробке. Заднюю крышку можно оставить.
- Вынимаем ротор вместе с передней крышкой.
- Определяем соединение концов обмоток и удаляем с него бандаж.
- Разрываем это соединение и к каждому концу обмотки припаиваем свой отдельный проводник для вывода его наружу в клеммную коробку электродвигателя.
- Изолируем соединения и жгутом через кембрик выводим провода в клеммную коробку.
- Накладываем бандаж и покрываем его лаком МЛ, ФА, ФЛ, ПФ. Можно использовать мебельный или паркетный лак.
- Соединяем обмотки в треугольник, по типу как описано выше, либо по любой схеме из предлагаемых публикаций в интернете.
Что у нас получилось?

У нашего электродвигателя соединение обмоток было звездой и рассчитан он был на подключение к линейному напряжению ∼380v. После нашей переделки обмотка электродвигателя может быть уже подключена к линейному напряжению Δ/220v, либо к бытовой электросети ∼220v(фазное напряжение) по любой из схем подключения имеющихся в широком доступе.
Если ранее этот электродвигатель с большим трудом запускался от одной фазы ∼220v, то после небольшой переделки запуск происходит за доли секунды.
Об Авторе

Игорь Александрович
Возможно, предоставляемые мною сведения не будут достаточно удовлетворять заинтересовавшегося гостя в поиске нужной для него информации. Не оставлю без внимания ни один комментарий, даже компрометирующий меня, но только по соответствующей теме. Обратиться ко мне лично по некоторым вопросам можно на странице Связь с администратором "Весёлый Карандашик" .