Подключение трёхфазного двигателя в однофазную сеть

Трёхфазный двигатель в сеть 220 вольт без осложнений.

Случается часто в домашнем хозяйстве появляется какой-нибудь станок или агрегат, оживить которые можно только электричеством, как тут же возникают проблемы с подключением электродвигателя  в электрическую сеть с напряжением ∼220v у тех, кто не располагает электромоторами с подходящими электрическим параметрами.

Можно купить однофазный электродвигатель и проблема решиться. А можно перемотать трёхфазный электродвигатель 4kw 1500 об/мин на включение в однофазную сеть ∼220v, который будет иметь обороты ротора около 3000 об/мин. Можно использовать частотный преобразователь или расщепитель фаз.

Есть ещё один вариант: соединение обмоток трёхфазного электродвигателя можно изменить для включения его в однофазную сеть. Предлагаемых вариантов подключения предоставляется много, а я на одном из примеров поделюсь тем, как просто и без всяких осложнений подготовить трёхфазный двигатель для подключения его в однофазную электрическую сеть. Подчёркиваю: речь идёт только о типе соединения обмоток(ϒ/Δ), а не о использовании конденсаторов, резисторов, трансформаторов или расщепителя фаз для запуска электродвигателя.

Основные типы соединения обмоток электродвигателя.

Очень коротко.
Бо́льшая доля выпускаемых промышленностью электродвигателей предназначены для подключения в трёхфазную электрическую сеть. То есть такой электродвигатель имеет три обмотки, каждая из которых предназначена для подключения только к одной фазе трёхфазной линии, часто называемой промышленной. Линия  может быть трёхпроводной и четырёхпроводной.

Трёхфазная линия всегда имеет три проводника, по которым передаётся электричество от источника к потребителю, три фазы — три линейных проводника. Напряжение между двумя концами этих проводников называют линейным напряжением.

В случае с четырёхпроводной линией четвёртый проводник является нейтральным проводником этой же линии, а напряжение между ним и любым линейным проводником одной линии является фазным.

Существуют два основных типа соединения обмоток электродвигателя.
1. Соединение ‘звездой'(ϒ), когда начала трёх обмоток выведены наружу для подключения, а их концы соединены в одну точку и находятся внутри двигателя без вывода. Нейтраль обмоток, общая точка соединения концов обмоток, обычно не выводится к подключению.

У генератора трёхфазного переменного тока или трансформатора при соединении обмоток ‘звездой'(ϒ) нейтраль выводится к подключению и может быть изолированной от ‘земли’ или глухо заземлена.

2. Соединение ‘треугольником'(Δ), когда конец одной обмотки соединен с началом следующей.

Первая со второй, вторая с третьей, третья с первой. В клеммной коробке могут быть шесть выводов, каждый из которых имеет своё соответствующее обозначение: первая — С1(начало)-С4(конец), вторая — С2(начало)-С5(конец), третья — С3(начало)-С6(конец), или три вывода, ведущие к местам соединений обмоток между собой. Новое обозначение: С1=U1, C4=U2, C2=V1, C5=V2, C3=W1, C6=W2.

Подключение обмоток трёхфазного двигателяПаспорт электродвигателяВ паспорте электродвигателя указан тип соединения его обмоток и подключаемое к ним линейное напряжение. Соединение ‘звездой'(ϒ) может подключаться к бо́льшему напряжению, чем при соединении ‘треугольником'(Δ). Пример: Δ220/ϒ380, Δ127/ϒ220. В соединении ‘звезда’ при подключении к линейному напряжению участвуют всегда две обмотки, в ‘треугольнике’ только одна.

Как можно изменить тип соединения обмоток электродвигателя.

Вывод концов обмотки трёхфазного электродвигателя

Ко мне обратились за помощью вывести концы обмоток статора электродвигателя, который с завода имел всего лишь три вывода для подключения и был рассчитан на трёхфазную линию с напряжением 380v  с  задействованием  двух обмоток(ϒ) электродвигателя в каждую фазу. То есть каждую обмотку можно было включить в линию с напряжением 220v, если бы были выводы концов обмоток в клеммную коробку для возможного переключения в ‘треугольник'(Δ).

Ничего сложного в этом не было и весь процесс занял чуть больше часа.

Соединения обмоток двигателя всегда находятся ближе к клеммной коробке.

  • Снимаем защитный кожух вентилятора и сам вентилятор.
  • Снимаем крышку двигателя со стороны близкой к клеммной коробке. Заднюю крышку можно оставить.
  • Вынимаем ротор вместе с передней крышкой.
  • Определяем соединение концов обмоток и удаляем с него бандаж.
  • Разрываем это соединение и к каждому концу обмотки припаиваем свой отдельный проводник для вывода его наружу в клеммную коробку электродвигателя.
  • Изолируем соединения и жгутом через кембрик выводим провода в клеммную коробку.
  • Накладываем бандаж и покрываем его лаком МЛ, ФА, ФЛ, ПФ. Можно использовать мебельный или паркетный лак.
  • Соединяем обмотки в треугольник, по типу как описано выше, либо по любой схеме из предлагаемых публикаций в интернете.

 Что у нас получилось?Соединение обмоток электродвигателяВывод концов обмотки электродвигателя в клеммную коробку

У нашего электродвигателя соединение обмоток было звездой и рассчитан он был на подключение к линейному напряжению ∼380v. После нашей переделки обмотка электродвигателя может быть уже подключена к линейному напряжению Δ/220v, либо к бытовой электросети ∼220v(фазное напряжение) по любой из схем подключения имеющихся в широком доступе.

Если ранее этот электродвигатель с большим трудом запускался от одной фазы ∼220v, то после небольшой переделки запуск происходит за доли секунды.


Оцените публикацию !
[Всего: 13 Общая: 5]