Электрический генератор YFF1690

Ремонт электрического генератора YFF1690 на мотоблоке Forte HSD1G-121E.

Китайский электрический генератор YFF1690, который устанавливается на многие типы мотоблоков, дополнительно используется в системе охлаждения двигателя, обдувая корпус двигателя или жидкостный радиатор своим вентилятором. Сгоревшая обмотка генератора YFF1690Для обеспечения электричеством имеющейся лампы-фары и для заряда аккумулятора вполне хватает мощности генератора 90w, но при желании и при необходимости её можно и увеличить.

При эксплуатации мотоблока, оснащённым электрическим генератором YFF1690, возникают неожиданные ситуации, при которых происходит повреждение обмотки генератора, причиной которых могут быть повреждение изоляции проводников с замыканием на массу или между собой, пробой с замыканием выпрямителя в электронном блоке, неверное подключение электрических устройств без электрической схемы.

Прежде всего, хочу заметить, что лично я не наблюдал ни на одном мотоблоке с электрооборудованием наличие хотя бы одного электрического предохранителя. Полагаю, что установка в генераторную цепь и в цепь потребителей по одному предохранителю защитит от многих бед генератор, электронный блок и саму электрическую проводку, и избавит от лишних хлопот в возникшем ремонте.

Конструкция электрического генератора YFF1690.

Конструкция электрического генератора YFF1690 лишена системы возбуждения и, соответственно, самой обмотки возбуждения, занимающей значительное место в корпусе генератора и требующей отдельного питающего напряжения постоянным током.

Ротор генератора YFF1690 с постоянными магнитамиНа роторе генератора YFF1690 закреплены четыре изогнутых магнита, установленных по кругу внутри, и составленных между собой разноимёнными полюсами в кольцо. Магнитное поле такого ротора при его вращении создаёт электродвижущую силу в обмотке статора, величина которой будет зависеть от скорости его вращения.

То есть, возбуждение обмотки генератора происходит всегда при вращении ротора с постоянными магнитами, а выдаваемое генератором переменное напряжение будет расти от нуля до своего максимума — 13,9в…14,5в, по мере раскручивания ротора.

Наружная сторона ротора имеет восемь одинаковых лопастей, образующих вентилятор, вращением которого образуется воздушный поток для охлаждения двигателя или жидкостного радиатора.

Обмотка генератора установлена на статоре из набора металлических пластин. Кстати, хочу заметить, что не на всех моделях электрогенератора обмотка выполнена по всему статору генератора и не всегда с одинаковыми параметрами. Возможно, сборщики по-разному относятся к своей работе или исходят из имеющихся материалов. Для доступности мною не будут использованы непонятные многим термины, и данные обмоточного провода будут переданы всего лишь его диаметром без сечения.

Обмотка выполнена медным изолированным проводом на диэлектрических катушках из низкотемпературной пластмассы. И, скорее всего, именно из-за того, что при нагрузке перегревается в катушках провод, который легко расплавляет эту самую пластмассу и происходит замыкание генераторной обмотки на массу, на корпус агрегата через статор генератора.

Самый простой пример опробованного нами расчёта обмотки генератора YFF1690 при его ремонте показал больший запас генератора по мощности, нежели его используемый первоначально заданный производителем, так как ремонтируемый нами генератор имел лишь четыре задействованных полюса статора из восьми, но использовать можно было лишь шесть.

Для крепления статора используются два противоположных полюса, в которых проделаны два сквозные отверстия под крепёжные болты. Сечение  обмоточного провода производитель, по-видимому, выбрал по минимальному току потребления, но достаточным для работы в нагрузке с одной лампой и под аккумулятор.

Данные генераторной обмоткиСтарые заводские данныеНовые, изменённые данные
Количество витков в одной секции191913 — на 6 секций
Диаметр используемого провода, мм0,621,21,5…2,0

Статорная обмотка электрического генератора YFF1690.

Крепление генератора YFF1690 на мотоблокеК примеру, на мотоблоке Forte HSD1G-121E генератор располагается в двигательном отсеке, рядом с жидкостным радиатором для охлаждения двигателя. Крепится генератор в четырёх точках через отверстия на своём корпусе. Внизу на трёх болтах с размером граней 13 мм и 17 мм, вкрученных в блок двигателя, а по краям прижимается к корпусу радиатора одной, левой болт-стойкой /13мм/, к которой прикручивается защитный кожух. Правый болт-стойка служит только для крепления защитного кожуха. Натяжной ролик для ремня крепится одним крепёжным болтом/17мм/.

Что бы разобрать генератор для ремонта или для обслуживания, необходимо снять с него ротор, на валу которого установлен ременной наборной шкив. В больших тисках плотно зажимаем шкив генератора и откручиваем с вала генератора гайку/17мм/. Снимаем шкив, опорную втулку. После этого ротор генератора без труда снимается со своих подшипников и мы получаем доступ к генераторной обмотке и к самому статору, закреплённому к корпусу генератора двумя болтами.

Генераторная обмотка выполнена круглым медным эмалированным проводом на сердечнике статора через изоляционный материал, выполненным в форме каркаса катушки. Каркас катушки изготовлен из низкотемпературной пластмассы, которая легко расплавляется от перегрева расположенной на нём обмотки.

И это основная причина выхода из строя генераторной обмотки, так как от перегрева медного провода разрушается его защитная эмаль и плавится каркас катушки. Происходит замыкание витков обмотки между собой и на сердечник статора. Бывали случаи, когда расплавлялся и сам провод в обмотке, но это по вине самого владельца, который установил на мотоблок две галогенные лампы мощностью по 100Вт каждая.

Примерная схема намотки статорной обмотки генератора YFF1690.Повреждённые катушки можно заменить на самодельные из тонкого текстолита или из клеенных листов стекловолокна. Провод наматывается на старые места, если используется обмоточный провод с таким же диаметром, либо заполняются все шесть секций статора, но с уже обмоточным проводом увеличенного диаметра. В  таком случае запас генератора по току увеличится и обмотка статора без риска выдержит тепловой режим при максимальной электрической нагрузке.

Схема намотки очень простая. Каждая секция имеет противоположную сторону намотки. Секции для крепления к корпусу генератора  учитываются, но обмотка на них не располагается.

К примеру, первая — мотается влево; вторая — вправо; третья — влево. Четвёртую пропускаем, так как через неё крепится к корпусу генератора статор. Здесь обмоточный провод пропускаем в изоляционной трубке. Мы всегда используем кембрик из стекловолокна. На пятой секции провод мотаем в ту же сторону, что и в первой. Шестую и седьмую секции мотаем так же, как и вторую и третью. Восьмая секция крепёжная.

Смотреть схему намотки обмотки генератора YFF1690 в большом разрешении(3467px × 2439px ~3мб)..или сохранить как…

Так как генератор YFF1690 на мотоблоке работает в тяжёлой среде, то новую его обмотку мы дополнительно несколько раз покрываем лаком, который защитит провод об действия влаги, агрессивных паров топлива, пыли и прочих вредных воздействий.

Дополнительно отмечу, что статорную обмотку можно сделать двухфазной; с двумя, с тремя или с одной обмоткой, но с их совместным, параллельным подключением. Количество витков на единицу напряжения уменьшать не стоит, что бы сохранить выходное напряжение генератора, а тип намотки и соединения обмотки генератора будут зависеть от имеющегося в Вашем распоряжении провода.

Неисправный электронный блок можно заменить отдельными блоками выпрямителя, стабилизатора напряжения и реле-регулятора тока.


Оцените публикацию !
[Всего: 14 Общая: 5]